«Саша Черный детям и о детях»: литературная композиция.
Сжечь корабли и впереди, и сзади,
Лечь на кровать, не глядя ни на что,
Уснуть без снов и, любопытства ради,
Проснуться лет чрез сто.
Саша Черный.
«Милый поэт, совсем своеобразный, полный доброго восхищения жизнью, людьми, травами и животными, тот ласковый и скромный рыцарь, в щите которого, заменяя герольда, смеется юмор и сверкает капелька слезы».
Александр Куприн.
«Говорящие» псевдонимы для русской литературы – не редкость. Достаточно вспомнить такие имена, как Максим Горький, Эмиль Кроткий, Демьян Бедный. Однако Саша Черный, что называется, «из другой оперы». Гликберг подписывался различными псевдонимами, среди которых были: Гейне из Житомира, сам по себе и другие. А то имя, под которым его знают читатели, родом из детских лет, когда его называли Сашей черным в отличие от иного Саши, тоже Гликберга, имевшего белый цвет волос.
Саша Черный (1880–1932) – поэт Серебряного века, прозаик, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов. Смешение жанров, сближение высокого и низкого, расшатывание стихотворных размеров, гибко и непринужденно следующих за ходом мысли, – вот далеко не полный перечень нововведений поэта, взрывавших сложившуюся поэтику, что требовало немалой дерзости и стойкости духа. Он создал сатирическую маску интеллигента-обывателя, обличил мелочность, пустоту и однообразие суетного мещанского существования во всех сферах общественного и литературного бытия.
См.Видео: https://youtu.be/BrhgWrZeNDs
Писать для детей Саша Черный, известный поэт-сатирик, начинает еще в России. В 1911 г. появляется стихотворение «Костер», а в 1912 г. он готовит детский альманах «Голубая книжка», в который войдет рассказ «Красный камешек» и песенка «Вечерний хоровод». В дальнейшем им опубликованы стихи для детей «Тук-тук!» (1913), «Живая азбука» (1914). Первые же произведения многое определяют в дальнейшем развитии творчества Саши Черного для детей.
В стихотворении «Костер» объединяющим становится игра, при этом взрослый оказывается частью общего действа, он участвует в разжигании костра, забавах вокруг него, а потом и в его тушении вместе с детьми. Такая устремленность к детям, способность находить радость от общения с ними, искреннее желание быть частью их мира сохранится на протяжении всего жизненного и творческого пути поэта.
В рассказе-сказке «Красный камешек» появляется маленький герой того типа и склада характера, который всегда будет отражаться в любимых героях Саши Черного как поэтических, так и прозаических произведений.
Традиционные сказочные приемы органично вплетаются в повествование о маленьком любопытном, неугомонном ребенке, готовом броситься на помощь, даже если эту помощь он оказать не в состоянии, потому что еще мал. В нем живет естественный для ребенка интерес ко всему живому, что ползает, летает, жужжит, кукарекает, лает, мяукает и т. д. Зверюшки будут непременными участниками игр и забав детей, а также самостоятельными героями произведений Саши Черного.
См.Видео: https://youtu.be/4OsRKCugfuU
Детская тема занимает особое место в его творчестве; какое-то невероятно трогательное отношение к ребенку, которое позволяет вести с ним одновременно серьезный и в то же время задушевный разговор. В поэзии и прозе для детей Саши Черного происходит взаимное обогащение: целый мир готов поэт открыть для ребенка, но и сам от общения с маленькими человечками, пусть через страницы книг и журналов, обретает смыл, а позднее и опору в жизни.
См.Видео: https://youtu.be/WnVrJ6mJ-Dw
Едва ли не основным творчество для детей становится в эмиграции. И. Г. Минералова замечает: «Творчество Черного в эмиграции почти все посвящено детям». Известный критик, автор многочисленных работ о детской поэзии, Владимир Приходько утверждает, что Саша Черный - «один из самых крупных детских писателей ХХ века». А вот мнение другого исследователя: «вклад его в русскую детскую литературу трудно переоценить». А. С. Иванов пишет о «Детском острове»: «лучшая из книжек Саши Черного для детей, ставшая вехой не только в его творческой эволюции, но и этапным явлением в истории развития отечественной детской литературы».
Вряд ли стоит сейчас объяснять, какое место в русской детской литературе занимает Саша Черный, и доказывать его значение, но, к сожалению, выросло не одно поколение детей, не знакомых с его творчеством. Эмиграция лишила его русских читателей, его имя оказалось под запретом на долгие годы.
См.Видео:https://youtu.be/QtdVdVoFBe4
В эмиграции у него выходит множество книг для детей: 1921 - поэтический сборник «Детский остров», 1922 - переиздана «Живая азбука», 1924 - стихотворная сказка «Сон профессора Патрашкина», 1927 - отдельное издание «Дневника фокса Микки», 1928 - отдельное издание «Кошачья санатория», 1929 - «Серебряная елка: Сказки для детей», 1929 - повесть «Чудесное лето», 1930 - сборник рассказов «Румяная книжка», 1933 - сборник рассказов «Белка-мореплавательница», опубликованный уже после смерти писателя.
См.Видео: https://youtu.be/4OsRKCugfuU